Автор: Светлана ВНУКОВА
11.11.2009 11:17
"Самарская газета"
http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/02/14/n_1457078.shtml
О развитом феодализме, точности прогнозов и жизни после смерти
Свою собственную реальность он мог бы обустроить с комфортом. Не захотел поступиться принципами. И получил семь лет лагерей.
ВЕСНА 74-ГО. Помню ее отчетливо - я проходила той весной испытание. На аттестат зрелости. В Куйбышеве, на улице Коммунистической, в школе № 70. И на экзамене по истории рассказывала о марксистских кружках. Весной 1974 года я рассказывала о роли марксистских кружков в создании Российской социал- демократической рабочей партии, и в это же самое время в этом же самом городе в литейном цехе завода имени Масленникова, работающего на оборону, происходило по тем временам немыслимое – первая в новейшей истории предприятия забастовка рабочих. Экономическая: литейщики требовали положенных им спецовок и молока. В зачинщиках - активисты городского кружка марксистов.
Состав кружка разномастный - рабочие, инженеры, студенты. Чем занимаются, кроме того что подбивают ущемленных в правах рабочих на стачки? Да тем же, чем занимались марксисты конца XIX-го. Изучением марксистского учения, пропагандой доктрины и выработкой программы действий.
Действовали, кстати, аналогичным же образом – подпольно. Конспирация при этом на весьма хорошем уровне: «головку» кружка таки арестуют, но случится это лишь в 1981-м. Когда кружок станет вполне уже партией.
«Партией диктатуры пролетариата». В чем обвинят? В антисоветской пропаганде и агитации. И в этом абсурде будет своя железная логика. Они действительно были тем, что официально именовалось – «антисоветчики». И при этом - марксисты. Марксист Григорий Исаев, рабочий того самого литейного цеха, получит пять лет лагерей и пять лет поселения. Марксист Михаил Капаров, инженер станкостроительного завода, три года лагерей и пять лет поселений. Марксист Алексей Разлацкий - пять поселений и семь лагерей. Более прочих получит. Как идеолог.
Кто виноват и что делать? Разлацкий предлагал нетрадиционные ответы на эти традиционные вопросы. В работах своих предлагал. И работы эти ходили не только по Самаре. По всей стране. Не отпечатанными, а переписанными из соображений конспирации от руки. Сегодня любую из них можно прочесть в Интернете. Но и сегодня они цепляют. Прежних читателей Разлацкого поражало то, как он интерпретирует настоящее: об экономическом кризисе, системном экономическом кризисе, человек этот говорил за десятилетие до талонов на колбасу. Нынешних - точность его прогнозов. «Если бы интеллигенция не отказывалась смотреть, - пишет он в 1980-м, - она увидела бы, что под покровом всеобщего бардака, под прикрытием экономического развала таится и созревает другой мир - мир вполне упорядоченной преступной экономики, мир «хозяев жизни», мир воровства и взяток, дефицита и коррупции, мир, в котором все делается целенаправленно и целесообразно. Ох, как нетрудно догадаться, что в случае катастрофы именно этот мир выплывет на поверхность, именно он будет диктовать обществу свои правила и законы».
Его освободят в 1987- м. Досрочно. В связи с отменой 70-й статьи УК РСФСР. Он - вновь в Самаре. Он - главный экономист одного из отделов «Гипровостокнефти» и продолжает писать. Продолжает писать, просвещать (уже легально – читает лекции в обществе «Знание»), начинает работать в «Народном фронте», и… струна обрывается. Так, как она обрывается при острой коронарной недостаточности. Внезапно. Вдруг.
Он был курильщик. Страшный. Но главное - не умел себя щадить. Непримиримый противник какой бы то ни было эксплуатации, себя эксплуатировал нещадно. Мозг свой, нервы свои. Сердце нагрузки не выдержало.
На другой день страна, в которой родился, мыслил, действовал и умер этот человек, отмечала очередную годовщину восстания пролетариев, вооруженных марксистской теорией. Уже 18 лет, как Октябрьская не является государственным праздником. Да и государство иное. И все эти годы, больше даже – все 20 лет накануне октябрьских праздников - на центральном кладбище города у могилы А.Б. Разлацкого собираются люди. Те, кто разделяет его убеждения полностью и безоговорочно. И те, кто согласен с ним не во всем, но кому он дорог как человек и интересен как мыслитель. Родные приходят, коллеги, друзья. В день смерти и еще в день рождения - Разлацкий родился 31 марта. И в оба эти дня на Центральном непременно – Григорий Исаев. Михаила Капарова тоже уже нет в живых, а Григорий в здравии.
И «Партия диктатуры пролетариата», как выясняется, не на свалке истории. Действует, причем не только в реале, но и в виртуале. И в рядах ее довольно молодых. И у могилы Разлацкого молодые были. Студенты, рабочие. И не только самарские. С ВАЗа приехали пареньки. И часа, наверное, два люди не расставались. Обсуждали текущий момент, спорили и вспоминали о человеке, который их всех собрал.
комментарий
АЛЕКСЕЙ ВАНЮШКИН:
- Когда Алексея Борисовича освободили, он работал главным экономистом в одном из отделов «Гипровостокнефти». В корпусе, что на площади Куйбышева, против магазина «Сюрприз». На втором этаже. А там курилка на лестнице.
Обыкновенная мужская курилка. Но идет 87-й. Система трещит по швам, шатается, хаос - экономический, идеологический, информационный. И вдруг в курилке этой появляется он, и обыкновенная мужская курилка превращается в политплощадку, куда просто уже даже с улицы люди приходят специально с Разлацким поговорить. Ну, и я среди этих людей. Я на этом же этаже работаю. «Молодой специалист», мальчишка, который бредит альтернативными экономиками и альтернативным государственным устройством, которого тошнит от слов «комсомол», «коммунизм» и прочее, и я с ним спорю. Спорю до хрипоты. По вопросу диктатуры пролетариата, помню, однажды схлестнулись. Помню, я ерничал с присущим молодости скептицизмом. Классический пролетариат, он же уже в 80-е уходил, и я говорил: «Ну вот, Алексей Борисович, представьте: роботоризированное предприятие. Полностью. Надо только одну единственную кнопку нажать. И кто же тут пролетарий?» А он: «Тот, кто у кнопки». И дальше: «Не нравится диктатура пролетариата? Само слово пролетарий не нравится? Давай скажем иначе – люди репродуктивного труда. Всякое общество состоит из них, этих людей, непосредственно создающих в результате ежедневной деятельности ценности. И тех, кто ценности не создает, а только лишь потребляет. Поскольку производство материальных благ - основа существования любого общества, то ответь мне на вопрос: какое общество жизнеспособней? То, где людям, занятым репродуктивным трудом, создают преимущественные условия? Или то, где соки из них выжимают и топчут ногами? С точки зрения формальной логики?
Да, конечно же, то, где люди, занятые репродуктивным трудом, пользуются уважением, где они организованы и умеют отстаивать свои интересы».
Я не знал, что ему возразить. Хотя вообще-то довольно часто ловил себя на мысли невозможности того, что он говорил. «Ну, Борисыч, залепил, - думал в такой момент. Но сколько раз за эти два десятка лет я его вспоминал! Вот эта его способность видеть на годы вперед, она поражает. И поражает, конечно, мужество этого человека. Когда его посадили, ему было примерно столько, сколько мне сейчас. У него была семья, было двое детей, была приличная должность, он занимался интересным и весьма перспективным делом (семидесятые были годами становления вычислительной техники) и был известен в профессиональных кругах. Казалось, живи да радуйся, а он создает антиправительственную организацию, отлично понимая, что рискует всем, вплоть до самой жизни. Ну и когда мы поближе сошлись, я спросил его осторожно: как он решился? «Да понимаешь, Леш, когда осознаешь всю порочность режима, то просто не можешь поступить иначе. Ну, как мужчина - не можешь».
биографическая справка
Алексей
Борисович РАЗЛАЦКИЙ
Он из поколения тех, кого принято называть шестидесятниками. Юность рожденного в 1935-м студента политехнического, а затем заместителя начальника информационно – вычислительного центра была вполне «шестидесятнической»: вечера поэзии (Разлацкий писал стихи), авторская песня, КВНы, СТЭМы, диспуты в ГМК… И собственно диссидентство - это тоже в духе шестидесятников. Вот только платформа для диссидентов Отечества нашего не вполне традиционная. Классически диссидент – это человек, чьи политические взгляды существенно отличаются от официальной точки зрения страны, где он живет. Классический советский диссидент – это либерал. Политической платформой диссидентства Разлацкого стал марксизм. Поскольку то, что было построено на одной шестой части суши под флагом марксизма, по Разлацкому, к марксизму не имело ровным счетом никакого отношения. Не социализм за окошком, по Разлацкому, был, а феодализм.
Copyright © Забастовки. Революция. Новости, политика. Партия Диктатуры Пролетариата. Все права защищены.